Новации последних лет в области правил использования автомобилей и требований к документам, необходимым для этого, привели к целой волне «наездов», как обоснованных, так и не очень, со стороны ГИБДД и примкнувших к ним органов власти.
Сразу отметим: большинство получивших огласку случаев, являются чистой воды злоупотреблениями со стороны представителей власти, благодатную почву для появления которых заложили противоречия между ранее действовавшими нормами, доставшимися нам по наследству еще из времен СССР, и новейшими поправками, разработанными с оглядкой на передовой опыт других стран.
Итак, попробуем разобраться в наиболее часто встречающихся вопросах:
Какие документы обязан иметь при себе водитель автомобиля, зарегистрированного за юридическим лицом?
Пожалуй, наиболее часто этот вопрос возникает, когда не в меру дотошный инспектор, остановивший машину для проверки документов, начинает требовать предъявить ему помимо водительского удостоверения, СТС и полиса ОСАГО, доверенность или путевой лист, угрожая при этом штраф-стоянкой и другими ужасами…
Большая часть вопросов снимается упоминанием п.2.1 ПДД РФ, согласно которому:
«Водитель механического транспортного средства обязан:
2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки:
В случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством, иметь и передавать для проверки работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта лицензионную карточку, путевой лист и товарно-транспортные документы.»
Именно в этом пункте содержится, а вернее, в соответствии с постановлением Правительства РФ № 1156 от 12.11.2012, – с 24.11.2012, не содержится пункт о необходимости иметь при себе доверенность на управление автомобилем. Таким образом, именно для управления корпоративным (равно как и любым другим) автомобилем достаточно иметь при себе:
И больше ничего! Другое дело, что для совершения любых других действий с автомобилем, будь то оформление ДТП, передача в ремонт или получение со штраф-стоянки, доверенность обязательно потребуется, но это уже не относится к управлению.
Однако, несмотря на два года, прошедших с вступления в силу этой поправки, и сейчас находятся желающие трактовать ее по собственному усмотрению. Сразу отметим главный момент: ПДД является Федеральным нормативным документом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 17.05.2014) «О Правилах дорожного движения», единым для всех участников дорожного движения. П.2.1 ПДД не делает различий между автомобилями, зарегистрированными за физическими или юридическими лицами – на дороге они полностью равны в своих правах и обязанностях.
Тем не менее, в ряде случаев, наиболее «продвинутые» сотрудники ГИБДД апеллируют к неким «разъяснениям» Верховного суда, Минтранса и тд, указывающим на то, что отмена доверенности касается только физических лиц, и, якобы, имеющих большую силу, чем ПДД, являющиеся «подзаконным актом». Для них, не лишним будет напомнить, что что ПДД – это полноценный нормативно-правовой акт, а такого понятия как «подзаконный акт» официально, вообще не существует! А вот разъяснения и другие аналогичные документы носят чисто рекомендательный характер, тогда как согласно ст. 115 Конституции, на территории РФ постановления правительства, вступившие в законную силу (к которым, как раз и относятся ПДД), подлежат обязательному исполнению, наравне с остальными нормами законодательства.
Поэтому, можно сказать, что как таковой, доверенности на управление автомобилем в правоприменительной практике вообще больше не существует! И уж точно ее не вправе требовать сотрудники ГИБДД.
Этот вопрос вызывающая куда больше разночтений и споров и порождается все тем же п.2.1 ПДД.
Понятное дело, что сам по себе путевой лист не так уж и страшен, и при желании, его можно запросто оформить, тем более, что законодательство позволяет выпускать единый путевой лист на срок до одного месяца (ФЗ №259 от 08.11.2007).
Итак, давайте разбираться:
Требование иметь при себе и предъявлять путевой лист по требованию сотрудников ГИБДД либо транспортной инспекции вытекает из 2.1.1 ПДД, где сказано "Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки ... в установленных случаях путевой лист,". Здесь важным моментом является то, что речь идет только об «установленных случаях», в которых нужно иметь при себе путевой лист. В ПДД эти случаи не регламентируются, поэтому обратимся к другим нормам законодательства, где упоминается интересующий нас документ (их не так уж и много):
Устав автомобильного транспорта (259-ФЗ от 08.11.2007), где сказано:
«Статья 6. Путевые листы:
1. ... порядок заполнения путевых листов утверждаются федеральным органом исполнительной власти ;
2. … Запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.»
Важен именно второй пункт, поскольку в нем перечислены ситуации, когда управление транспортными средствами запрещено (перевозка пассажиров и багажа, грузов).
Также в этом законе четко указана сфера применения:
«…закон регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом»
А именно:
«… груз - материальный объект, принятый для перевозки в установленном порядке; … пассажир - физическое лицо, перевозка которого транспортным средством осуществляется на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования транспортного средства для перевозки пассажира.»
Таким образом, эксплуатация корпоративного автомобиля, по определению, не попадает под действие данного закона.
Однако, существует еще один документ, «подливающий масло в огонь»:
Приказ Минтранса №152 от 18.09.2008:
"9…. Путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом ... "
Но, к счастью, в преамбуле этого же документа сказано:
"Во исполнение части 1 статьи 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта..."
Что, автоматически, возвращает нас к ФЗ №259, который, как мы уже выяснили, на корпоративные автомобили не распространяется.
Резюмируя, приведем краткую выдержку для сотрудников ГИБДД:
Набор документов, необходимых водителю корпоративного автомобиля.
Требование наличия доверенности на право управления исключено с 24.11.2013 на основании постановления Правительства РФ № 1156 от 12.11.2012.
На основании ст.115 Конституции, ПДД, утвержденные постановлением Правительства, являются нормативным документом, обязательным к исполнению на всей территории РФ. Согласно п.1.1 ПДД устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им.
Однако, как известно, путевой лист имеет еще одну важную функцию – он является основанием для отнесения расходов на ГСМ и обслуживания автомобиля на себестоимость. О том, как избежать связанных с этим «подводных камней» мы поговорим в отдельной статье.
0
принято заявок
6
заездов на сервис
0
закрыто заявок